Лекция 15. Русская Православная Церковь и современная экономика.

 

Характеристика современной экономики с нравственной точки зрения. Двойственное положение православных предпринимателей. «Основы социальной концепции РПЦ» о труде и формах собственности. Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, принятый УШ Всемирным Русским Народным Собором. «Соборное слово XI Всемирного Русского Народного Собора».

 

Характеристика современной экономики с нравственной точки зрения. Современная экономика является той данностью, с которой приходится иметь дело не только церковным экономистам, но и всем православным христианам. Изменить ее принципы или хотя бы улучшить ее реалии Церковь пока не в силах. Поэтому необходимо понять положительные и отрицательные стороны этой экономики, которую теперь часто называют реальной экономикой, а раньше называли капиталистической.

Положительное в современной экономике. Сначала укажем на положительные моменты. Надо признать, что современная экономика все же в определенной степени выполняет свое непосредственное назначение –  доставлять человеку предметы и услуги, необходимые для его существования в этом земном мире. Экономика развила в огромной степени производительные силы, создала удивительную технику, стимулировала развитие науки. В результате всего этого она сумела достичь достаточно высокой производительности труда, так что человеку уже не приходится все свое время посвящать добыванию хлеба насущного. Появился досуг, который в принципе может быть использован на достижение благодатных духовных целей. На базе современной экономике создано общество, обладающее достаточной степенью стабильности и позволяющее своим членам преследовать различные личные цели, в том числе – и религиозно-духовные. Политический строй, поддерживающий работоспособность нынешней экономики, дает определенную свободу личности и возможности ее самовыражения и развития.

Однако у современной экономики есть и отрицательные стороны, и они столь существенны, что о них следует поговорить более подробно.

Прежде всего, укажем на главное. Современная экономика основана на эксплуатации эгоистических стремлений человека. Ее основной принцип прост: каждый ее участник преследует максимизацию своей прибыли. Каждый тянет к себе и сотрудничает с другим только в случае, если это ему выгодно. Ясно, что этот принцип совершенно не соответствует христианской нравственности, в основании которой лежит любовь к ближнему. Следствия принципа «максимизации прибыли» многообразны. Но можно указать на два их них, которые дают основание называть современную экономику  «экономикой соблазна» и «экономикой несправедливости».

Сначала об «экономике соблазна». Максимизировать прибыль можно разными способами. Но один из самых эффективных – использование падшести человеческой природы, влекущейся  к комфорту, престижу, довольству и вообще к материальному изобилию.  Поэтому современная экономика, вместо того, чтобы производить нравственно полезное, наоборот, производит и продает соблазнительное. Реклама работает вовсю и производит просто опустошение в душах людей. И в самом деле, мы видим необычайное распространение культа чувственных наслаждений, порнографии, косметики, моды. Очень большое значение приобретают различные предметы домашнего обихода, обстановка, кухонная техника, сантехника, автомобили, яхты и пр. пр. Вещь, делающая жизнь приятной, удобной, легкой и одновременно престижной возводится в культ. Богатство выставляется напоказ, ибо именно оно, оказывается, источник счастья. Удобное, материальное, земное начинает полностью заслонять нравственное, духовное, небесное.

Наше время по новому раскрывает известное высказывание ап. Павла «корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим.6,10). Экономика соблазна сейчас дошла до того, что большинство людей сейчас фактически является поклонниками нового культа, новой религии – религии денег. И в самом деле есть верховное божество – это маммона (мамон) – деньги, собственность. Сейчас люди настолько исковеркали свою психологию, что видят в добывании денег главное дело своей жизни и отдаются этому с подлинно религиозным фанатизмом.

Учение маммона -  это монетарная, рыночная экономика. Описаниями этого учения завалены прилавки книжных магазинов. Всевозможным «Экономикс» несть числа. Тут хотелось бы развеять одно распространенное заблуждение – что целью всей рыночной экономики является развитие хозяйства, удовлетворение потребностей людей и проч. Нет, цель совершенно другая – стяжание денег. Раньше, пусть худо-бедно, но государство старалось служить порядку и справедливости,  искусство – красоте, наука – истине, спорт закалял тело, медицина лечила, литература учила добру и нравственности, элита стремилась к величию страны, армия защищала отечество, СМИ освещали жизнь общества, наконец, экономика кормила и одевала нуждающихся. Нынче же все это хоть и существует, но смысл всего перевернулся – все служит лишь средством обогащения. А польза проявляется случайно, лишь как побочный эффект наживы. Если появляется хоть малейшая возможность с выгодой перепродать ничего не производя, то она немедленно используется. Неудивительно, что криминал и коррупция у нас цветут пышным цветом.

Культ – он повсюду. Везде меняют баксы, продают, покупают. А ныне для нас стал привычным культовый термин «шоппинг», когда процесс покупки превращается в мистерию с баром, сауной и кинотеатром. Но есть и особые места поклонения, куда имеет доступ не каждый. Это банки и особенно биржи. На биржах – в изменении курсов акций и валют – как бы слышно дыхание самого верховного божества – маммона. Правда божество это ведет себя совсем не по теории - одно политическое заявление может резко уронить курс, перекачивая из кармана в карман миллиарды долларов, хотя очевидно, что производство ничуть не изменилось.

Есть и служители культа. Их легион легионов. Они, как и положено в религии, составляют иерархию. Причем градус посвящения каждого определяется математически точно – цифрой счета в банке.  Грех – убыток, а прибыль – добродетель. Есть свои «святые» - олигархи, которым хотят подражать все.

Организация также налицо. Точнее, все другие организационные структуры захвачены религией денег. Хозяйственные структуры, государство, общественные организации – все подчинено маммону и на него работает. Власть давно захвачена религией денег.

Экономика несправедливости. Но у современной реальной экономики есть и другая сторона, которую стараются не выставлять напоказ. Дело в том, что нынешняя экономика серьезно искажает принцип справедливости, безусловно исповедываемый христианской моралью. В основе создания экономических благ лежит человеческий труд. Отсюда следует, что экономическое устройство общества справедливо, если в нем вознаграждается именно труд, а  не имущественное положение. Так должно быть, но этого нет в реальной экономике. В чем причина?

В экономике, работающей по принципу максимизации прибыли, неизбежно начинает господствовать принцип силы. Конечно, не силы в прямом понимании, а силы экономической. В результате любой договор купли-продажи, хотя и совершаемый добровольно, отражает соотношение экономических сил между контрагентами. В результате сильный выговаривает себе лучшие условия сделки. Но в экономике сильный – значит богатый. Это означает, что богатый грабит сильного, в результате чего богатый становится еще богаче, а бедный – еще беднее. Иисус Христос говорит об этом как об общеизвестном факте: «кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк.4,25).

Это не что иное, как трудовая эксплуатация – явление, о котором много писали в прошлом веке. Отметим, что наличие эксплуатации – факт несомненный, и даже очевидный – достаточно взглянуть на современную российскую действительность. Капиталистический рынок имеет две «невидимых руки». Одна – о которой писал еще Адам Смит – хорошо известна. Она выставляется напоказ, дабы продемонстрировать мудрость рынка. Эта рука регулирует спрос и предложение, обеспечивая рынку устойчивость. Но есть и другая рука, рука грабителя, который, пользуясь своим богатством отнимает у бедного Об этой руке стараются помалкивать. Правда, все государства делают огромные усилия, чтобы удержать эту руку – издают антимонопольные законы, вводят прогрессивный налог и пр., пр. Но ничего не получается, ибо механизмы рынка – сила и обман.

Таким образом, современная экономика отрицает два фундаментальных принципа христианства: аскетизм и любовь. Но поскольку экономические отношения является основой общества, то неизбежно формируется социум очень далекий от христианских заповедей. В этом социуме религии отводится маргинальное место личной веры, не имеющей права влиять на устроение общества. Христианам позволяется давать милостыню, но не решать, каким будет общество – это рыночная экономика оставляет за собой.

О современной экономической науке. К сожалению, современная экономическая наука, которая, казалось бы, должна служить истине, делает это весьма своеобразно. Она верно отражает имеющие место в рыночной экономике явления (или, точнее, пытается их верно отразить), но при этом отрицает сам факт трудовой эксплуатации и тщательно старается скрыть ее механизмы. В море формул и кривых вы не найдете ни одной, демонстрирующей эксплуатацию. «Чистые» экономисты просто ею не занимаются. Но «философы» от экономики  всячески пытаются доказать, что никакой эксплуатации нет и не было. Что труд и капитал – равные «факторы производства», а потому оба достойны вознаграждения. Что на рынке все равны, рынок никого не эксплуатирует. Что есть умильное сотрудничество предпринимателей и наемного персонала, продавцов и покупателей на пользу всех и вся. Очевидно, что нынешние адепты современной экономики выполняют социальный заказ тех, кто правит рынком.

Однако так было не всегда. Многие экономисты пытались доказать наличие капиталистической эксплуатации. Фактически в экономической теории существовало два направления: объяснения экономики с точки зрения труда и объяснение с точки зрения прибыли. Первое из них неизбежно наталкивалось на факт эксплуатации. Об эксплуатации осторожно намекает Адам Смит, во весь голос говорит С. Сисмонди, кричат представители социалистической мысли. Целую теорию прибавочной стоимости выдвигает К. Маркс. Но, к сожалению, его выкладки оказались уязвимыми. Верно указывая на сам факт эксплуатации, он давал ошибочное ему объяснение. Это позволило его критикам вместе с водой выплеснуть и ребенка. В наше время экономика прибыли побеждает настолько, что уже ставит задачу уничтожить экономику труда просто на корню.

Двойственное положение православных предпринимателей. Нравственная ущербность рынка выражается еще в том, что откровенный эксплуататор и обманщик в нем получает преимущество. А наиболее моральному на рынке труднее всех. В результате эксплуатация становится необходимой даже для предпринимателей этого не желающих. Ведь если не будешь максимизировать свою прибыль, то тебя съедят конкуренты. Поэтому волей-неволей – приходится. Чтобы держаться на поверхности, всем предпринимателям тоже приходится недодавать заплату наемному персоналу.

В этом – трагедия моральных участников рынка. Каждый решает ее по своему. Один принимает бесчеловечную мораль рынка и становится «акулой капитализма». Другой вообще уходит из бизнеса. Третий решает, что  прибыль он будет использовать не на себя, а на общество. Однако, что полезно обществу – решает сам предприниматель, решает субъективно, а ведь благими намерениями выложена дорога в ад. Четвертый  убеждается, что кроме изменения этого несправедливого строя никакого другого выхода нет.

Особенно этот вопрос актуален для православных предпринимателей. Им тоже, приходится получать нетрудовую прибыль. Хотя конкурировать с мастерами эксплуатации как правило православному предпринимателю не под силу.  Не позволяет порядочность и следование христианским заповедям. В топ-списке российских олигархов много фамилий, но по настоящему православных людей что-то не видно.

В этом двойственность их положения: несмотря на их искренне желание делать добро, они на рынке должны вести себя по законам рынка. Получается, что их деятельность невольно укрепляет этот несправедливый экономический строй. Исправить это можно единственным способом – полученную прибыль использовать должным образом: благотворить, финансировать Церковь, вкладывать средства в перспективные для Отечества проекты.

Сейчас особенно распространено спонсорство церковных общин. Многие и многие храмы нашей Церкви живут за счет пожертвований православных предпринимателей. С одной стороны этот факт отраден: Церковь живет и развивается в наше очень сложное время. Однако, с другой стороны, зависимость от спонсоров вынуждает наших батюшек становиться сторонниками не только «умеренной доктрины», но и «протестантской этики». Тем самым искажается православное отношение ко всей экономической сфере.

«Основы социальной концепции РПЦ» о труде и формах собственности. В 2000 г. Архиерейским собором РПЦ приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Цель этого вероучительного документа – сформулировать отношение Церкви ко многим общественным явлениям: государству, экономике, войне, преступности, биотехнологиям и пр. В начале документа декларируется значимость и необходимость христианского осмысления социума:

«Ее (Церкви – Н.С.) целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира» /6:4/;

«мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви» /6:5/;

 «Именно богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, «синергии» членов и Главы церковного тела» /6:4/.

 «В «Основах» имеются разделы, посвященные труду и собственности. Труд в документе характеризуется как «творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа» /6:32/. Однако отпадение человека от Бога извратило это назначение – с тех пор труд стал тяжестью, средством пропитания. Отмечается. Что труд сам по себе не является безусловной христианской ценностью. Он становится богоугоден, когда соответствует воле Божией, и не богоугоден, когда направлен на служение эгоистическим интересам. «Церковь благословляет всякий труд, направленный  ко благу людей» и утверждает, что трудящийся «вправе  пользоваться плодами своего труда» Поэтому «отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом» /6:33-34/.

Относительно собственности сказано: «Церковь не определяет прав людей на собственность (…) вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами» /6:34-35/. Абсолютное право владения принадлежит только Богу. Но Церковь признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее.

Очень важно следующее положение: «Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанная формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм» /6:36/. Тем самым наша Церковь не признала частную собственность единственной основой христианского устроения экономики.

Но разумеется, признание разнообразных форм собственности не снимает с повестки дня вопрос об их нравственной оценке. Его решение видится следующим. Представим нравственную ось, на которой в разных ее точках находятся разные формы социально-экономического строя. На положительном ее конце следует поставить братское общение имуществ - строй, описанный в Деяниях Апостольских (Деян. главы 2 и 4). Это христианский социально-общественный идеал.  Он основан на Писании, апостольском и святоотеческом предании.

Хорошо известно, что идеалы в структуре христианской этики совершенно необходимы. Они несут нормативную функцию, и все прочие социальные устроения оцениваются по их расстоянию от идеала.  Так и с идеалом братского общения имуществ – он, как маяк, освещает путь в правильном направлении.

Что же мы видим ближе всего к этому маяку? Видим социальную организацию христианских монастырей, в которых испокон веков реализуется норма общения имуществ. Значительно дальше, вниз по оси,  видим социальный строй дореволюционной России,  в которой значительное большинство населения жило в условиях крестьянской общины и артели. Вообще, социальный строй дореволюционной России носит компромиссный характер. В нем подлинно христианские черты сочетаются с чисто капиталистическими.

Наконец, ближе к другому, отрицательному концу нравственной оси  располагается современная западная рыночная экономика, в основании которой лежит частная собственность, а стимулом к труду является прибыль, стяжание или страх потерять все. Это - реальность мира сего, и ныне, увы,  удел христиан - работать только в рамках этого строя над нивелированием его недостатков. Христиане не вольны этот строй изменить. Но  дать этому строю точную нравственную оценку, соотнести его с другими устроениями они должны.

Надо, однако, сказать, что частная собственность – все-таки не самый край распределения. Есть еще более отрицательная, инфернальная область, по сравнению с которой рыночная экономика выглядит чуть ли не эдемом. Это – мафия, воровство, разбой, грабеж, насильственная экспроприация. В общем, экономический беспредел, который мы хорошо прочувствовали за последние пятнадцать лет. Здесь стимул стяжания не знает никаких границ. Относительно резко отрицательной оценки этих явлений у христиан (и не христиан) полное согласие, что с незапамятных времен зафиксировано в четких Ветхозаветных нормах: «не убий», «не укради», «не пожелай».

 «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Этот документ принят VIII Всемирным Русским Народным Собором в 2004 г. В преамбуле документа говорится что «Сформулированные ниже нравственные принципы и правила основываются на десяти заповедях. (…) Свод нравственных принципов и правил описывает идеальную модель хозяйствования». Однако содержание документа ясно говорит о том, что предлагается свод правил участия сугубо в капиталистической экономике, которая никаким идеалом являться не может.

В документе говорится о том, что нужно не оставляя забот о себе, стремиться помогать и обществу, что «богатство не самоцель; Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа», что предприниматель должен соблюдать культуру деловых отношений, не обманывать, быть верным слову и подписи, сполна оплачивать наемный труд, платить налоги, что нельзя использовать пороки человека ради победы в конкурентной борьбе. Наконец, что нужно уважать частную собственность, а в передаче в частные руки национальной собственности нет ничего предосудительного.

Авторы документа подчеркивают, что сейчас общество далеко от их соблюдения, но всесильный Бог может неисповедимыми путями любого человека привести к их принятию.

Но чтобы привести к чистоте экономических отношений не отдельного человека, а целое общество, необходим уход от частнособственнического принципа хозяйствования. Иначе все нормы документа останутся благими пожеланиями. Однако как раз против этого документ возражает. Таким образом, этот документ показывает, что определенная часть православных верующих (в основном это православные предприниматели) склоняется к постепенному переходу от «умеренной» парадигмы к «протестантской этике», развернутым отражением которой данный документ и является. Представляется, что «Свод нравственных принципов» не вполне соответствует букве и духу «Основ социальной концепции РПЦ».

В марте 2007 г. Было опубликовано «Соборное слово XI Всемирного Русского Народного Собора», посвященного проблеме богатства и бедности. Этот документ указывает на проблему огромного разрыва между богатыми и бедными в России. Там говорится: «только в 2006 году разница в доходах между высокодоходными и низкодоходными категориями граждан составила более 15 раз. С учетом теневых доходов - она много больше. Такой чудовищной разницы нет ни в одной другой цивилизованной стране». Его рекомендации по преодолению этой напасти сводятся к введению прогрессивной шкалы налогов и использованию части стабилизационного фонда для инвестиций в экономику. Кроме того, документ призвал предпринимателей более ответственно подходить к своему бизнесу. В целом документ, признавая верным курс на капитализм, все же призывает сделать определенные шаги в сторону социального государства.

Наконец в феврале 2011 года создан эндаумент-фонд на базе «Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова». Данный фонд был создан в августе 2009 года бизнесменами Вадимом Якуниным (председатель совета директоров ОАО «Протек») и Леонидом Севастьяновым, при поддержке председателя Отдела внешних церковных связей, митрополита Иллариона. 9 февраля издан «Иосифлянский манифест» (автор П.Шашкин) где много красивых слов о возрождении России, но это возрождение мыслится на сугубо капиталистическом пути развития. 7 ноября 2011 г.состялся международный симпозиум «Этические аспекты банковской деятельности и социальная роль банков: опыт России и Италии», на котором выступил Патриарх Кирилл.

Отсюда можно заключить, что  нашему народу предстоит еще долгий путь к осознанию и принятию подлинно христианских основ хозяйственной деятельности.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы положительные стороны современной рыночной экономики?

2. Что означает «экономика соблазна»?

3. В чем причины того, что современное общество стало исповедовать религию денег?

4. Каков характер эксплуатации в современной экономике? В чем ее глубинная нравственная причина?

5. По какому критерию можно разделить все экономические учения на две большие группы? Назовите представителей каждой из групп.

6. В чем двойственность положения православных предпринимателей?

7. Каковы основные положения «Основ социальной концепции РПЦ» о труде?

8. Что говорят «Основы» о формах собственности?

9. В чем состоит цель «Свода нравственных правил хозяйствования»? Сравните положения этого документа с «Основами».

 

 

 

Rambler's Top100

Оглавление Учебного пособия

На главную страницу

Rambler's Top100

Hosted by uCoz