Лекция 11. Этика хозяйства нехристианских религий

 

Мысль Древней Греции: Платон и Аристотель. Имущественная этика Древнего Китая: Конфуций, Мо-цзы, тайпины. Китай современный. Социальная этика ислама.

 

Экономическая мысль Древней Греции: Платон и Аристотель. Социально-экономическая тема  была одной из важных сторон  философского наследия Древней Греции. Само слово «экономия» («ведение домашнего хозяйства») является названием трактата Ксенофонта, ученика Сократа.  В этом плане наиболее интересно рассмотреть воззрения двух великих философов древности – Платона и Аристотеля.

Платон(424–347 гг. до н.э.). В своем диалоге «Государство» Платон рисует проект удивительного государства, строй которого сам философ рассматривал как совершенный. В основу идеального государства философ кладет справедливость – высший, по Платону, вид добродетели. Собственно сам диалог начинается со спора о том, что такое справедливость. Участники диалога приходят к выводу, что справедливость – это «заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие» /68:205/. Поэтому и в государстве должно быть сословия, каждое из которых исполняет присущие ему функции, не совмещая их с какими-нибудь другими. Таких сословий три:

1) Производители материальных благ. Сюда относятся земледельцы, ремесленники, купцы. Позже выясняется, что сюда же относятся поэты и музыканты.

2) Стражи- воины.

3) Философы, они же – правители государства.

Суть идеи Платона в том, что каждое из сословий должно трудиться не на себя, а на все государство. Работники производительного труда должны обеспечивать всем материально необходимым не только себя, но остальные два сословия.. Стражи должны выполнять защиту государства от внешних врагов и усмирение внутренних бунтов. Философы, как наиболее мудрые должны издавать законы для всех сословий.

О жизни первого сословия Платон говорит мало. По-видимому, их хозяйственная деятельность проходит как обычно: люди имеют свою землю или другую собственность, производят товары, торгуют и пр.

Наоборот, жизнь стражей описывается философом достаточно подробно. Цель Платона – сделать из стражей как бы единую семью, сплоченную, объединенную общими интересами и неподверженную разным вредным влияниям общества. Причем, единую семью – в буквальном смысле слова. Для стражей предусматривается фактическая общность жен. Правда, это вовсе не означало беспорядочного соития. Предусматривается  заключение браков, которые освящаются. Но выбор пары осуществляется по жребию, который на самом деле управляется правителями в целях получения лучшего потомства. Кроме того, наиболее отличившимся на войне под благовидными предлогами дается возможность более широкого общения с женщинами. Дети с младенчества воспитываются в общих яслях и детских садах, так что мать не знает, кормит ли она своего ребенка или чужого.

Одна из самых злостных причин разложения общества – богатство и бедность. Он говорит: «Богатство и бедность. Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая кроме новшеств – к низостям и злодеяниям» /68:191/. Особенно недопустимо культ богатых. «Раз в государстве почитают богатство и богачей, значит, там меньше ценятся добродетель и ее обладатели» /68:335-336/. Бороться с этим явлением можно только путем общей собственности.  Поэтому вся собственность, включая личную, у стражей общая. «У друзей все общее»  /68:193/– приводит Платон древнюю пословицу.  Идея общности жен и имущества проводится Платоном не только в «Государстве», но и в более позднем сочинении «Законы».

Огромное значение придает Платон воспитанию стражей. Оно должно быть двояким: гимнастическим и «мусическим», т.е. гуманитарным. Причем, над последним государство должно установить жесткий контроль: «ведь нигде не бывает перемены приемов мусического искусства без изменений в самых важных государственных установлениях» /68:194/.

Наиболее выдающиеся из стражей в смысле интеллектуальных способностей становятся философами. Платон уверен, что править должны только философы, т.е. люди наиболее мудрые, видящие подлинную суть вещей. Отбор кандидатов в философы происходит рано, и им дается особое воспитание.

Таким образом, Платон рисует проект идеального государства, утопии, кстати – по-видимому первой в истории человечества. Очень характерно, что именно в государстве, т.е. целом Платон видит наибольшую ценность для человека. Эта мысль у него выражена в столь крайней форме, что ради целого философ отрицает семью и частную собственность – общественные институты, разлагающие целое на отдельные части.

  Аристотель(384–322 гг. до н.э.).В лице Аристотеля человечество впервыевыдвинуло ученого-универсала, интересующегося и самыми общими проблемами бытия и конкретными науками. Серьезно интересовала его и социально-экономическая проблематика. Воззрения Аристотеля интересны в двух отношениях: 1) как критика Платонова «Государства» и 2) как разработчика собственного взгляда на  должную организацию хозяйственной жизни.

Будучи учеником Платона, Аристотель тем не менее во многом сильно расходился со своим учителем. В частности, он довольно скептически относился к «Государству» и «Законам», и довольно едко критиковал эти сочинения.

Отмечая, что человек – существо общественное, причем «в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные» /69:379/, Аристотель, как и Платон признавал первичность государства по сравнению с семьей, соглашаясь, что «необходимо, чтобы целое предшествовало части» /69:379/. Согласны были оба философа и в том, что основная задача государства – осуществление справедливости, ибо именно она наилучшим образом служит общей пользе.

Однако, по Аристотелю, из примата государства вовсе не следует, что семья должна быть разрушена. Наоборот, философ считал семью той необходимой ячейкой, из которых составляется государство (указывая также, что есть и промежуточное звено – селения). Необходимой частью семьи Аристотель считает рабов. Он всячески доказывает, что  подчиненное состояние для очень многих людей только полезно. А кроме того, полезность рабства как экономического института у него не вызывает сомнений.

Поэтому Аристотель подвергает резкой критике тезис об общности жен. Он отмечает, что это приведет к гибели государства, поскольку оно не может быть тождественно семье. В таком «государстве» наоборот дружелюбие будет «разбавленным», ибо подлинного отцовства и подлинного сыновства уже не будет. «Люди ведь всего более заботятся о том и любят, во-первых то, что им принадлежит, и, во-вторых то, что им дорого; но ни того, ни другого невозможно предположить среди людей, имеющих такое государственное устройство» /69:408/.

Критикует Аристотель и общность имений. Его тезис: «собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще – частной» /69:410/, ибо «каждый будет  с усердием относиться к тому, что ему принадлежит» /69:410/. Общая же собственность вызывает споры, ибо очень трудно провести учет труда и справедливо распределить его плоды. Аристотель отмечает, что часто изобличают зло в государствах и его причиной называют частную собственность: имеются в виду тяжбы по взысканию долгов, лжесвидетельства, лесть перед богатыми. На самом же деле «все это происходит не из-за отсутствия общности имущества, а вследствие нравственной испорченности людей» /69:411/. Исправлять же нравы нужно воспитанием, а не средствами «предлагаемыми Сократом».

Еще аргумент: «С другой стороны как приятно оказывать услуги и помощь друзьям, знакомым или товарищам! Это возможно, однако, лишь при условии существования частной собственности» /69:411/. Тут мы встречаемся с хорошо знакомым нам аргументом «милостыня из своего». Видимо, это наиболее ранее упоминание о нем.

Наконец, Аристотель справедливо упрекает Платона в том, что он ничего определенного не сказал о жизни земледельцев и ремесленников. Будет ли у них общность имуществ и жен? Если нет, то неизбежно возникнут как бы два государства, причем враждебных, ибо стражи живут отдельно от остальных граждан на правах военного гарнизона.

Собственные воззрения Аристотеля на экономику довольно оригинальны. дело в том, что только в IV в до н.э. греки стали совершать коммерческие сделки, целью которых было получение прибыли. Этот феномен заинтересовал Аристотеля.

В «Никомаховой этике» он попытался этот вопрос осмыслить, рассматривая проблему справедливой цены. Прежде всего он считает, что суть товарообмена – в поддержании целостности общества (государства). Если происходит обмен, то общество цело, иначе оно распадается. Значит необходимо устанавливать такие цены, чтобы товарообмен производился. Это и есть справедливая цена Аристотеля, возникающая из архаических процессов распределения продуктов в больших сообществах, когда непосредственное распределение уже невозможно. Тогда образуется своеобразный «бартер» по соотношениям, принятым в этом сообществе, когда каждый участник обмена старается не выгадать, а сделать дружескую услугу другому, сохраняя в то же время статус каждого участника обмена. Такой «бартер» действительно направлен на укрепление сообщества.

На рынке же Аристотель видит совершенно другую картину: там каждый старается получить прибыль, нажиться. В результате цена оказывается завышенной, и продавец получает прибыль. Такой обмен ничего не сохраняет, а потому рассматривается Аристотелем как «неестественный» и резко им осуждается. Совершаемая ради прибыли, и немалой, такая торговля разрушает общество, приводя к обогащению одних и обнищанию других. Такой способ обогащения Аристотель называет «хрематистикой» в противовес «экономике» – «домостроительтву», строящему цельное общество.

Отметим, что по мнению Аристотеля, в хрематистике увеличение богатства не имеет пределов, ибо это искусство и направлено на увеличение денег. В экономике целью является не наживание денег, достижение благой жизни. В этом случае богатство необходимо, но до определенного предела, за которым они становятся препятствием, в связи с чем Аристотель вспоминает пример царя Мидаса, столь ненасытного до денег, что все предлагавшиеся ему явства превращались в золото. Что же касается принципа рыночного обмена, то философ считает, что решающее значение на формирование рыночной цены оказывает желание покупателя. Такое понятие, как  количество труда ему совершенно чуждо.

 Как видим, и Платон и Аристотель отрицательно относились к наживе и рыночным механизмам. Но меры борьбы они предлагали разные. Платон отрицал частную собственность, что в корне подрубало само образование рыночных механизмов. Аристотель же думал, что частная собственность необходима, но она должна быть смягчена воспитанием и традициями, в результате чего обмен должен производиться не по рыночным, а по «справедливым» ценам. Воззрения Аристотеля в конце концов стали частью «умеренной» концепции христианской имущественной этики.

Имущественная этика Древнего Китая: Конфуций, Мо-цзы, тайпины.  Взгляд китайской культуры на нравственно-экономические проблемы достаточно своеобразен. Однако и тут можно найти определенные аналогии спора между «умеренной» и «святоотеческой» доктринами. Рассмотрим ряд эпизодов, связанных с китайской имущественной этикой.

Конфуций (Кун Цзы (551 - 479гг. до н.э.) – величайший китайский философ. Его учение записано учениками в книге Луньюй («Изречения» /70/). Конфуций – принципиальный консерватор. Главное для него – ориентация на предков и на традицию. Молодежь хороша, если она повторяет своих родителей в молодости. Религиозные мотивы у Конфуция скомканы, иногда он упоминает Небо, но это скорее традиция, чем вера.

Другая особенность мировоззрения Конфуция – церемониал (по-китайски – «ли»). Сосуд считается священным если он используется в священной церемонии. Также и человек. Он освящается, если он участвует в должном обряде. Ли – она же и религия. Церемониал для Конфуция имеет статус социальной основы.

Конфуций признавал природное начало иерархии. На вершине император («сын неба»), далее государство, поддерживаемое лестницей сословий, наконец  основа всего – семья.  Если будет так, то государство будет устойчиво. Правление – это:

«когда  будет  государем  государь,

                 Слугой  слуга,

                 Отцом  отец,

                 И  сыном  сын».

Конфуций призывал государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права. Идеальный   правитель  должен  быть  справедливым , стремиться   к  добру   ,тогда  и  народ  пойдет  за  ним ,как  ''...склоняется  трава вслед ветру .'' По  словам  Конфуция ,на  месте  государя  должен  стоять  человек , которому  от  рождения  положено  править. Правитель  должен  быть  такой , чтобы  ''...были  рады те, что  близко, и  приходили  те, что  далеко.''

''...Если  богатство  распределить  равномерно, то  не  будет  бедных , если   в    стране  установить  гармонию, то население  не  будет  казаться  малочисленным. Если  же  народ  будет  находиться  в  состоянии  покоя, то государству  не  будут  грозить  никакие  опасности''.

Но  самое  главное, по мнению  Конфуция, это  то, что  народ  должен  верить  своим  ''управляющим, иначе  государству  не  устоять''. О богатстве и бедности он говорит так:

  «Стыдись  быть  бедным  и  убогим, когда  в  стране  есть  путь (закон); Стыдись  быть  знатным  и  богатым, когда  в  ней  нет  пути».

Мо-цзы (Мо Ди, 479—400 до н. э.), древнекитайский философ и политический деятель, основатель школы моистов. Противник Конфуция. Очень религиозен. Основная идея – создать справедливое, замечательное общество. Можно даже сказать, что Мо-цзы - «утопист». Для него характерна критика «частного интереса», который губит все. Согласно Мо-цзы, социальные беды его времени берут исток в людском эгоизме, или в том, что он называет «частным интересом» (сы). Когда правитель одного царства стремится достичь преимущества над другим царством или когда один род хочет получить преимущество над другим родом, такой эгоизм приводит к возникновению «частного интереса», разрушающего общество. Только если частный интерес уступает универсальности всеобщей любви, человечество обретает мир. Только тогда, когда каждый человек научится любить другого, как самого себя, видеть в другом такую же, как он сам, личность, воцаряется порядок. Мо-цзы указывал:

    «Что такое беспорядок? Это то, что сын любит себя, но не любит отца, поэтому во имя своей выгоды он наносит ущерб отцу; младший брат любит лишь себя и не любит старшего брата, поэтому он наносит ущерб своему брату, чтобы обеспечить выгоду себе».

Мо-цзы считал, что путь всеобщей любви может облагодетельствовать всех, всех осчастливить. Когда же ему указывали на то, что его учение излишне идеалистично, он спрашивал скептиков: когда начинается пожар, кто приносит больше пользы – тот кто несет воду, чтобы залить огонь, или тот, кто раздувает пламя частного интереса? Моисты полагали, что справедливо поступает лишь тот, кто приносит пользу людям, а тот, кто причиняет им вред, поступает неправильно.

Мо-цзы считал, что человек должен считать идеалом труд на благо других. В этом он и его школа предвосхитили некоторые идеи западного утопизма, особенно в отождествлении общего блага с пользой и благом всех членов общества. Мо-цзы говорил:

   «Того, кто питает к людям всеобщую любовь, кто делает им пользу, Небо непременно осчастливит. А того, кто делает людям зло, обманывает людей, Небо непременно покарает».

Восстание тайпинов. В истории Китая победил Конфуций – его учение стало основой китайской цивилизации. Учение же Мо-цзы было забыто. Однако не навсегда. После поражения о первой опиумной войне 1840-1842 гг. на Юге Китая возникло "Общество поклонения небесному владыке", основанное на юге Китая сельским учителем Хун Сю-цюанем. Хун Сю-цюань происходил из крестьян, но мечтал о власти и славе. В городе Гуанчжоу (Кантоне), куда он ездил сдавать экзамены, Хун познакомился с христианскими миссионерами и отчасти проникся их идеями. В его религиозном учении, которое он стал проповедовать с 1837 года, присутствовали элементы христианской религии, получившие однако своеобразную направленность, роднящую его с латиноамериканской "теологией освобождения". В основе этого учения лежали идеалы равенства и борьбы всех угнетенных против эксплуататоров за построение небесного царства на земле. Сам Хун Сю-цюань провозгласил себя младшим братом Христа и создавал в состоянии экстаза религиозно-революционные гимны, в которых излагались цели основанного им общества и пути их достижения.

Число последователей Хун Сю-цюаня постоянно росло и в 1850 году сектанты по призыву своего лидера сожгли свои дома и начали вооруженную борьбу против маньчжурской династии. Военные успехи сначала сопутствовали восстанию. Был взят Нанкин – древняя столица Китая. Образовалось государство тайпинов.

В тайпинском государстве был проведен ряд мероприятий, направленный на претворение в жизнь основных идей Хуан Сю-цюаня. Собственность на землю была отменена и вся земля должна была делиться по едокам. Основой хозяйственной, политической и военной организации провозглашалась крестьянская община. Каждая семья выделяла одного бойца, командиру воинской единицы принадлежала одновременно и гражданская власть на соответствующей территории.

После каждого урожая община, состоящая из пяти пятков семейств, должна была оставлять себе лишь необходимое для прокормления до следующего урожая количество продуктов, а все остальное сдавалось на государственные склады.

По закону тайпины не могли иметь никакого имущества и частной собственности. Такой принцип уравнительности тайпины стремились проводить как в деревне, так и в городах. Здесь ремесленники должны были объединяться по профессиям в мастерские, сдавать всю продукцию своего труда на склады и получали от государства необходимое продовольствие.

В области семейно-брачных отношений сторонники Хун-Сю-цюаня тоже действовали по-революционному: женщинам были предоставлены равные права с мужчинами, создавались специальные женские школы, велась борьба с проституцией. В тайпинской армии существовало несколько десятков женских отрядов, героически сражавшихся с врагом.

Но затем военные успехи прекратились и через 15 лет восстание было подавлено. Хун Сю-цюань покончил жизнь самоубийством.

Китай современный. Сегодня  Китай ­­­– сверхдержава: 22% населения планеты и по некоторым сведениям, экономика, обогнавшая даже экономику США с долей экспорта около 20%, скорость роста экономики – около 10% /71/.

Однако, страной по-прежнему руководит КПК, имеются планы развития на 5,10, 15 и даже 60 лет. Имеется очень сильный государственный сектор экономики, но сейчас большинство предприятий принадлежит частникам (хотя нет свободного хождения иностранной валюты и экспортные потоки под контролем государства). Предприниматели традиционно пользуются уважением. Колоссальный размах строительства и вообще деловой активности. Стратегия – опираться на собственные силы, покупать технологии и производить все внутри страны.

Около 50 млн. китайцев «хуацяо» – бизнесмены, проживающие а рубежом, но работающие на Китай. Есть «малый Китай» – Тайвань. Это небольшой густонаселенный остров (более 30 млн. чел). Имеется развитая промышленность, причем пребладают высокие технологии. Налицо культ служения государству – чиновники имеют двухнедельный отпуск один раз в три года.

Менталитету китайцев присущ, несмотря на их внешнюю мягкость, национализм и пренебрежение к другим народам. Китай – «Поднебесная», остальные страны – варварские окраины Китая. С VI по XVI вв. Китай был самой экономически развитой страной мира. Но затем его величие стало рушиться. В XIX веке страна потерпела ряд поражений от западных стран и вынуждена была заключить кабальные договоры. Но вера в Поднебесную сохранилась. Безусловно, Китай стремится к мировому лидерству и мировой гегемонии. Но ему не хватает жизненного пространства. Сейчас огромное кол-во китайцев обосновалось на русском Дальнем востоке. Они постепенно захватывают лучшие рабочие места, и строят чайн-тауны – китайские поселения, доступ в которые иностранцам сильно затруднен. Медленно но верно Китай завоевывает мировое господство.

Ислам. В 1988 г. в Тунисе под эгидой Лиги арабских государств проходила научно-практическая конференция по проблемам экономической системы Ислама. Она сформулировала ряд положений «исламской экономики». Они вкратце сводятся к следующему:

1) полное право собственности на все, что существует в мире, принадлежит только Аллаху. Человек выступает лишь доверительным собственником имеющихся в его распоряжении богатств и благ;

2) все, что делает человек в этом мире, происходит с согласия и с ведома Аллаха;

3) частная собственность, которую утвердил Ислам, ограничивается законными способами присвоения, расходования средств и уплатой финансовых долгов;

4) экономический порядок в Исламе сочетает сбалансированность с социальной справедливостью.

Все это очень напоминает «умеренную» доктрину. Однако, мусульманская специфика несомненно имеет место. А потому эти положения требуют некоторых комментариев.

Первое положение, казалось бы, вполне совпадает с несомненным для всех христианских мыслителей тезисом о человеке как «неверном управителе» всего по праву Творца принадлежащего Богу. Однако, ислам делает маленькое уточнение: через Аллаха все сущее принадлежит исламской общине (умме). Таким образом, все не мусульмане, и в частности – весь христианский (постхристианский) мир, владеют собственностью незаконно. А поскольку ислам – «религия действия», то эта собственность подлежит настоящим «доверительным собственникам».

Наиболее интересно третье положение. Во-первых ислам признает частную собственность благословенной Аллахом. а потому – священной. Это сближает «исламскую экономику» с «протестантской этикой». Но есть и отличия. Прежде всего они касаются запрета в исламе на взимание процента. По официальной исламской доктрине процент, а следовательно и кредит, запрещены. Поэтому основным инвестиционным механизмом исламские теоретики предполагают не кредит, а прямые вложения собственных средств в экономические предприятия. Однако, исламский мир научился запрет на процент обходить. 

Необходимо отметить, что любой производственный бизнес считается законным. Ни о какой возможности эксплуатации наемных рабочих в исламе речи не идет. Аналогичное положение относится к торговле, если она «частная», т.е. производится без обвешивания и обсчета. В исламе введено понятие «риба» – неправая прибыль. Считается, что риба имеет место только в ростовщических финансовых операциях; производство и торговля от «риба» свободны. Хотя кары «кушающим риба» в Коране весьма велики.

Наконец, четвертое из приведенных выше положений пытается совместить предпринимательскую свободу с социальной справедливостью. Эту проблему «исламская экономика» предполагает решить с помощью «закят» – обязательном налоге на прибыль, который должны платить все. «Закят» – это разновидность милостыни, передаваемая от богатых к бедным. Таким образом, ислам не пытается кардинальным образом устранить недостатки капиталистического способа производства; он, аналогично католической социальной доктрине, уповает на смягчение противоречий между имущими классами.

«Исламская экономика» – плод многолетних усилий мусульманских богословов в толковании Корана. В самом деле, Коран не запрещает владения собственностью, но требует, чтобы собственность не становилась самоцелью его существования:

“Разукрашена людям любовь страстей: к женщинам и детям, и нагроможденным кинтарам (сокровищницам) золота и серебра, и меченым коням, и скоту, и посевам. Это — пользование ближайшей жизни, а у Аллаха — хорошее пристанище!” (Коран, 3: 14).

“Что вам ни даровано, — это достояние здешней жизни и ее украшение; а то, что у Аллаха, — лучше и длительнее. Разве вы не образумитесь?” (Коран, 28: 60).

В настоящее время «исламскую экономику» пытаются внедрить в нескольких исламских странах, в наибольшей степени исповедующих исламский фундаментализм: Иран, Пакистан, Судан.

Особый вариант «исламской экономики» реализован в Ливии под руководством Муаммара Каддафи. Этот незаурядный человек получил власть в 1969 г. и сохраняет ее до сих пор. Им написана «Зеленая книга» – манифест исламского социализма, который с 1977 г. воплощается в жизнь. Официально в Ливии нет правительства и партий. Там все взрослое население участвует в народных конгрессах разного уровня. Экономически Ливия – корпоративное государство. Рабочие входят в совет директоров частного предприятия. Очень сильный государственный сектор. Государство строит жилье и обеспечивает бесплатное образование. Доход от основного богатства Ливии – нефти, распределяется на всех (каждый житель имеет в банке специальный счет). Политически Ливия живет по законам Шариата. Ислам объявлен государственной религией. Сам Каддафи знает Коран наизусть. Преступность в стране на очень низком уровне.

 

Контрольные вопросы

 

1. Расскажите об устройстве идеального Государства Платона.

2. Каковы взгляды Аристотеля на образование цены?

3. Что такое «экономика» и «хрематистика» по Аристотелю?

4. Каковы имущественные взгляды Кофуция?

5. Кто такой Мо-цзы? Когда он жил? Каковы его воззрения?

6. Расскажите о имущественном строе, который возник в государстве тайпинов.

7. В чем вы видите характерные черты современного Китая?

8. В чем сходство и различие имущественной концепции ислама по отношению к основным христианским имущественным парадигмам?

9. Расскажите об «исламском социализме» в Ливии.

 

 

 

Rambler's Top100

Оглавление Учебного пособия

На главную страницу

Rambler's Top100

Hosted by uCoz